В понедельник, 16 февраля в школе пройдет единый классный час

13.02.2015

Цель: показать важность сохранения и передачи исторической памяти  о Великой Отечественной войне через межпоколенческую историю семьи.

Задачи: 

  • выявить, что знают и помнят о Великой Отечественной войне современные подростки и члены их семей
  • выявить источники получения информации о ВОВ, героях, ярких сражениях тех лет.
  • выявить личностные переживания современных подростков, связанные с периодом ВОВ
  • проанализировать,  каким образом в семьях современных подростков сохраняется и передается через поколения связь  с великим прошлым нашей страны
  • организация диалога между поколениями (через анкетирование, описание истории семьи) с целью воспитания чувств гордости и патриотизма у поколения нового века

 

Начало: демонстрация видеохроники Великой Отечественной Войны.

На доске:

«Наша жизнь вписана в еще более широкую и богатую событиями летопись нашего рода». Э. Горовиц

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». А.Пушкин

Оборудование: фрагменты кинохроники, генеалогическое древо (рисунок), стикеры цветные, орденские книжки, письма с фронта

На экране: фрагменты документальной хроники о Великой Отечественной войне.

       

    Ведущий:  Война 1941–1945 гг. не обошла стороной ни один город, ни одну деревню, в каком бы глубоком тылу они ни находились. И ни одна семья не была в стороне от общенародного горя. Скоро шестьдесят  пять лет  со дня Великой Победы, бабушки-дедушки современных мальчишек и девчонок – это дети войны, помнящие голод, лишения. Рассказы о войне незнакомых людей не всегда затрагивают наши сердца.

       Сегодня нужно говорить не о войне вообще, а о каждом конкретном участнике ее: о прадедах, тогда еще молодых парнях, недолюбивших, не доживших до Победы, не увидевших, как росли их дети, о бабушках и дедушках – двенадцати–четырнадцатилетних подростках, наравне со взрослыми стоявших сутками у станков, голодающих, но чистых душами и помыслами, – о тех, кто ратным и трудовым подвигом приближал май 45-го.

      Великая Отечественная война является ключевым событием в истории нашего государства. Память о ней сохраняется как у людей, переживших военные годы, так и у последующих поколений. В наши дни существенно меняется контекст  ее осмысления: отчетливее становится ощущение уходящей связи с тем временем, с той эпохой. Уходит не только поколение военной поры, но уходит что-то существенно важное, без чего рассыпается целостность нашей общей памяти,  общей жизни. Сегодня память уступает дорогу истории.

    Одной из ведущих на сегодня является проблема памяти и воспоминаний, проблема потери органической связи с прошлым. С памятью о войне связаны многие актуальные мировоззренческие и нравственные проблемы.

Вопрос учащимся: Как вы думаете, зачем нужно говорить  и помнить о войне? Для чего нужен этот альбом памяти?(5мин.)./ Учащиеся отвечают /

 

    Ведущий: Мы не напрасно обратились именно к молодежи для того, чтобы проанализировать историческую память о ВОВ, на которую, безусловно, накладывает отпечаток современная ситуация, характеризующаяся быстрой сменой ценностного пространства.

Данные социологического опроса: результаты анкетирования семей обучающихся группы.(10мин.). /Рассказ учащихся, инициативная группа, обрабатывающая анкеты/

 В группе был проведен социологический опрос с целью узнать, что знают и помнят о Великой Отечественной войне современные подростки и члены их семей. Учащиеся (инициативная группа) представляют и анализируют полученные данные.

Вопрос учащимся: Н.Рерих говорил: «Защита Родины есть защита своего нравственного достоинства». Как  вы оцениваете  события ВОВ с этой точки зрения?(5 мин.) /Ответы учащихся/

   Ведущий:     Формально связь поколений поддерживается системой напоминаний - праздниками, символами, кинофильмами, но чувство причастности к тому времени истончается.

Историческая память - одно из главных богатств человеческой культуры. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться.

    Память существует и на генетическом уровне и переходит из поколения в поколение. Без памяти невозможно понимание и построение дальнейшего будущего.

В России есть особые причины интересоваться многопоколенной семейной историей, учитывая концентрацию доставшихся нам в ХХ веке исторических испытаний.

Чтобы осмыслить свою историю, историю своего рода, надо проговорить ее, оживить детали, назвать имена. И тогда окажется, что в прошлом были не только травмы и страдания -  в нем живут и таланты, и любовь, и чудесные спасения, и приверженность семейной традиции…

2 часть. Я открываю для себя Генеалогическое древо.

     Ведущий: Часто бывает, что мы не все знаем об истории  своей семьи, либо знаем лишь обрывочную информацию.

    Сегодня  я предлагаю отправиться вам на поиски собственной предыстории и сделать это мы попробуем через генеалогическое древо вашей семьи, в историю которой вкраплены разные исторические  события нашей страны.

    Для изображения родственных отношений мы используем образ дерева. Этот традиционный символ позволяет наглядно представить последовательность поколений.

Корни изображают предков(поколение наших прадедов и тех, кто жил до нас).

Ствол-это ось структуры, от которого отходят наши ветви: наши дедушки – бабушки и наши родители.

Листья – это наше поколение: мы сами, наши братья  и сестры.

Наконец, плоды этого дерева - это наши дети (это наше будущее).

   Дерево это еще и символ жизни. Внимательно рассматривая свое генеалогическое древо, вы сможете понять, как связаны между собой члены вашей семьи, что объединяет их, как переплетаются судьбы ваших предков с вашей собственной жизненной траекторией, вашими мировоззрением, мироощущением.

Ведущий рассказывает об истории своей семьи(3 мин.).

Учащиеся рассказывают о генеалогическом древе своей семьи, каким образом в историю семьи вкраплена страница событий ВОВ.

 

Ведущий: Вы уже обратили внимание на дерево на доске в цветовой гамме. Во время подготовки классного часа я просила вас ответить на несколько вопросов, один из которых позволил дать в цветовой форме  оценку необходимости изучения и сохранения межпоколенческой исторической памяти о ВОВ, где фиолетовый цвет-минимум значимости, синий - значимо, зеленый- очень важно сохранить. Хочу задать этот вопрос еще раз и мои помощники помогут мне в этом.

Учащиеся (инициативная группа) предлагает выбрать цвет стикера и прикрепить его к макету генеалогического древа на доске.

Ведущий: Мы заметили, что жизнь предыдущих поколений нашей страны, семьи богата самыми разными событиями, которые, (возможно),отражаются и на вашей судьбе. Получив информацию о прошлом вашей семьи, вы сможете передать ее своим детям. Чувство укорененности в жизни  и прочности бытия, ощущение того, что под вашим домом есть фундамент, очень помогает структурировать собственное существование. Надеюсь, что эти первые шаги откроют вам путь к новому, более позитивному мироощущению…а  заодно пробудят желание в своих поисках двигаться дальше, ощущая эту связь времен.

Завершение: звучит песня Л.Дербенева. Н.Зацепина «Давным - давно была война…»

 

 

Учащиеся 10 класса приняли

 участие в районном мероприятии "БЛАГОДАРИМ" посвященное Дню волонтера.

6 декабря одиннадцатиклассники

напишут итоговое сочинение(изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации в 2018 году.

31 октября в СДК учащиеся 2-4 кл. приняли участие

в викторине "Угадай мелодию"

30.10.2017 г.учащиеся 3 класса посетили

краеведческий музей в р.п. Ровное

УРА! КАНИКУЛЫ

Напоминаем! Занятия начнутся 7 ноября