Школьная библиотека

Школьная библиотека в условиях развитого информационного пространства

Библиотека электронного века сегодня рассматривается как «информационный навигатор». Такая трактовка современной библиотеки обязывает переосмыслить философию организации библиотечного дела в общеобразовательных учреждениях с учетом появления новых объектов и взаимосвязей в электронной среде. Необходимо определить тактику библиотечной деятельности, адекватную задачам настоящего времени.

На смену философии библиотекаря-собственника приходит философия библиотекаря-навигатора. Будущее библиотек — не во владении фондами, а в обеспечении доступа к информации

Школьная библиотека призвана, согласно своему положению (2004г), обеспечивать информационную поддержку работы педагогического и ученического коллективов. Развитие электронных информационных систем резко расширяет возможности библиотек в поиске и быстром получении полнотекстовой информации в помощь образовательному процессу. Информационные услуги школьной библиотеки складываются из традиционных, ориентированных на работу с печатными документами, и нетрадиционных, связанных с внедрением средств новых информационных технологий (НИТ). И традиционные (каталоги, картотеки, библиографические пособия, выставки, обзоры и т.д.), и нетрадиционные услуги (организация своеобразной системы навигации в море современной электронной информации) можно рассматривать как культурообразующий контекст педагогической деятельности, ориентированный на непрерывное образование пользователей библиотекиВсе чаще признается то, что библиотекари – это как раз те специалисты, которые лучше других научились собирать документы, информацию (с учетом информационных потребностей), хранить их (вести учет информационных документов), систематизировать (определять классификационный индекс, предметные рубрики, ключевые слова). Предоставлять библиографическую информацию в пользование (через создание баз данных, электронного каталога, бюллетеней новых поступлений и т.д.), предоставлять полнотекстовые документы.Только лишь формирование информационных ресурсов общеобразовательных учреждений: накопление информационных ресурсов в учебных кабинетах, и созданных новых структурных подразделениях ОУ – медиатеках, мультимедиатеках - большой пользы учебному процессу не принесет. Нет главного – информационно-библиографической службы, не организован информационно - поисковый аппарат, нет электронной базы данных и систематизации ресурсов, не учтены потребности учащихся и учителей в электронных образовательных программах, учебных пособиях, видеоматериалах.Так же образовательные учреждения призваны в условиях развитого информационного пространства, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Познавательный потенциал личности определяется не только объемом и качеством знаний, но и уровнем развития познавательных умений. 

Умения, способствующие этому, делятся на 3 группы:


  • Учебно-интеллектуальные - умение логически осмысливать текст, выделять главное; владение общими приемами мышления (сравнение, анализ, обобщение, систематизация).

  • Учебно-информационные - умение осознанно и с хорошей скоростью читать; умение подготовить реферат, доклад; умение искать информацию, обращаясь к различным источникам; умение составить план, конспект, работать с таблицами и графиками.

  • Учебно-коммуникативные - владение языковыми средствами и культурой речи; умение участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения.

Ведущая роль в организации учебных занятий по курсу информационной культуры личности возлагается на библиотеки. Именно школьные библиотеки дают возможность в полной мере реализовать связь информационной теории с практикой, наглядно представить неразрывную связь учебы, образования с многообразными источниками информации: от книги до Интернета; наглядно представить эффективные результаты поиска информации. Только школьные библиотеки в ряду других социальных институтов обеспечивают систематическую работу по информационной подготовке каждого учащегося, имеют специально подготовленные кадры. Библиотекари — знатоки традиционной библиотечно-библиографической культуры, владеют всей совокупностью информационных знаний и умений. Владение новыми технологиями позволяет библиотекам строить библиотечное обслуживание своих пользователей более целенаправленно, становясь информационными центрами учебно-воспитательного процесса «Каждому пользователю - нужную информацию в нужный момент» этот принцип особенно актуален в освоении медиасреды. Из Интернета можно узнать гораздо больше, если научатся правильно оценивать качество источников и относиться к ним критически В связи с этим перед библиотекарями встает ряд актуальных проблем и задач:


  • участие в решении проблемы свободного доступа к информации, особенно для детей и подростков как будущих граждан информационного общества;

  • освоение мировых информационных ресурсов в аспекте отбора и предоставления их пользователям, разработка решений проблемы навигации по информационным сетям;

Библиотека также берет на себя ответственность предоставлять информацию, не наносящую вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, организовывая её поиск, создавая информационно-поисковую систему, банки данных, используя Интернет ресурсы, и следуя законопроекту Государственной Думы, посвященному проблеме информационной безопасности детства, защите детей от вредной информации Чудинова В.П. Дети и информация: Государственная Дума рассмотрела законопроект, посвященный проблеме информационной безопасности детства //Школьная библиотека. - 2005. - №6. - C. 26-38. Новое информационное пространство, предоставляемое Интернетом, сегодня может быть опасным для сознания ребенка. Среди таких угроз: порнография, насилие и агрессия на сайтах; изобилие некачественной и искаженной и неверной информации (которая может быть воспринята ребенком как правдивая); сложность поиска информации как неопытными пользователям.Наступает понимание, что школа должна научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации во «Всемирной паутине», Интернет. Обучение школьников основам новой грамотности – это ключ к их успешной жизни в веке информации и большая роль в этом процессе обучения и консультирования принадлежит библиотекарям.

Они сегодня решают ряд новых задач:


  • Помощь школьникам в приобретении навыков информационной грамотности в целом (в том числе и сетевой);

  • Помощь им в «навигации» по информационным сетям;

  • Изучение ресурсов Интернета для детей

  • Создание новых информационных ресурсов для детей – «детское киберпостранство»

В практику библиотек ОУ входит составление Банка данных (электронные папки) Интернет-ресурсов. Такие банки лучше (один из вариантов) составлять по предметам:


  • Банк данных по литературе

  • Банк данных по математике 

  • Банк данных по истории и т.д.

По темам:


  • «Публикации научного общества учащихся»;

  • «Мой любимый край» 

  • «Научно-методические материалы педагогов ОУ», 

  • «Профильное обучение»;

  • «Здоровьесберегающие технологии» и т.д.

Содержание банка данных – адреса сайтов, отобранных в Интернете с аннотациями (сост. библиотекарем).

Таким образом, и для образовательных учреждений, и для библиотек организация информационного образования и повышение информационной культуры личности представляет задачу первостепенной важности, а сами библиотекари становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность получения любой информации, реального повышения уровня информационной культуры. Согласно приказа Министерства образования России от 01.03.2004 № 936 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации» библиотека ОУ определена как «информационное, культурное, образовательное учреждение». Теперь уже библиотека в школе не пункт выдачи учебников (как сложилось практика 80 годов XX века), а, прежде всего, центр выдачи информации. И сегодняшний день требует построения в ОУ новой библиотечной информационно-библиографической среды. Как один из вариантов можно рассматривать создание структурного подразделения ОУ « Библиотечно-информационный центр» (БИЦ). Преобразование библиотеки в новое структурное подразделение:. позволит за счет автоматизации библиотечных процессов, дополнительных штатных единиц (библиограф) организовать деятельность по эффективному удовлетворение информационно – библиографических потребностей пользователей через возможность свободного и быстрого доступа к информации путем формирования ресурсных фондов на различных носителях, аналитико-синтетической обработки информационных документов. Формирование у пользователей навыков информационной культуры через организацию обучения методике поиска, отбора, получения и использования информации.


Школьные учебники

Многие учителя, ученики и их родители пытаются найти на просторах интернета учебники в электронном виде, то есть те, которые можно читать онлайн или скачать бесплатно на свой компьютер. Но, как оказалось, подобную литературу найти не так-то просто. Многие сайты не работают, предлагают вводить смс-ки при скачивании или закачка идет с неудобных и медленных файлообменников, либо, чтобы найти нужный материал, приходится перелистывать множество страниц. Чуть ниже я постаралась собрать для вас ссылки на странички в интернете, где вы можете действительно легко и бесплатно почитать или скачать учебники по различным предметам разных авторов для программ "школа России", "школа 2100" и другим. Все, которые смогла найти. Учебники рассортированы по классам, а внутри - по предметам.

Учебники  1 класс

Азбука

Математика 1 часть

Математика 2 часть

Рабочая тетрадь по математике 1 часть

Рабочая тетрадь по математике 2 часть

Учебник "Окружающий мир 1 часть

Учебник "Окружающий мир"  2 часть

Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 класс

Рабочая тетрадь по окружающему миру

Литературное чтение, 1 часть

Литературное чтение, 2 часть

Прописи 1часть

Прописи 2 часть

Прописи 3 часть

Прописи 4 часть

Русский язык, учебник

Рабочая тетрадь по русскому языку

Учебники  2 класс

Русский язык, учебник 1 часть

Рабочая тетрадь, 1 ч

Русский язык, учебник 2 часть

Рабочая тетрадь, 2 ч

Математика, учебник 1 часть

Рабочая тетрадь по математике 1 ч.

Математика,учебник 2 часть  

Рабочая тетрадь по математике 2 ч.

Литературное чтение, 1 часть

Рабочая тетрадь по литературному чтению, 1 ч.

Литературное чтение, 2 часть

Рабочая тетрадь по литературному чтению, 2 ч.

Окружающий мир, 1 часть

Рабочая тетрадь по окружающему миру, 1 ч.

Окружающий мир, 2 часть

Рабочая тетрадь по окружающему миру, 2 ч.


Учебники 3 класс

Русский язык, учебник 1 часть

Рабочая тетрадь, 1 ч

Русский язык, учебник 2 часть

Рабочая тетрадь, 2 ч

Математика, учебник 1 часть

Рабочая тетрадь по математике 1 ч.

Математика,учебник 2 часть  

Рабочая тетрадь по математике 2 ч.

Литературное чтение, 1 часть

Рабочая тетрадь по литературному чтению, 1 ч.

Литературное чтение, 2 часть

Рабочая тетрадь по литературному чтению, 2 ч.

Окружающий мир, 1 часть

Рабочая тетрадь по окружающему миру, 1 ч.

Окружающий мир, 2 часть

Рабочая тетрадь по окружающему миру, 2 ч.


Учебники 4 класс

Русский язык, учебник 1 часть

Рабочая тетрадь, 1 ч

Русский язык, учебник 2 часть

Рабочая тетрадь, 2 ч

Математика, учебник 1 часть

Рабочая тетрадь по математике 1 ч.

Математика,учебник 2 часть  

Рабочая тетрадь по математике 2 ч.

Литературное чтение, 1 часть

Рабочая тетрадь по литературному чтению, 1 ч.

Литературное чтение, 2 часть

Рабочая тетрадь по литературному чтению, 2 ч.

Окружающий мир, 1 часть

Рабочая тетрадь по окружающему миру, 1 ч.

Окружающий мир, 2 часть

Рабочая тетрадь по окружающему миру, 2 ч.


Учебники 5 класс

Учебники 6 класс

Учебники 7 класс

Учебники 8 класс

Учебники 9 класс

Учебники 10 класс

Учебники 11 класс


 

Библиотека Гумер - школьная литература

 


 

Порядок пользования учебниками за пределами ФГОС

Порядок пользования учебниками в пределах ФГОС

Учащиеся 10 класса приняли

 участие в районном мероприятии "БЛАГОДАРИМ" посвященное Дню волонтера.

6 декабря одиннадцатиклассники

напишут итоговое сочинение(изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации в 2018 году.

31 октября в СДК учащиеся 2-4 кл. приняли участие

в викторине "Угадай мелодию"

30.10.2017 г.учащиеся 3 класса посетили

краеведческий музей в р.п. Ровное

УРА! КАНИКУЛЫ

Напоминаем! Занятия начнутся 7 ноября